Дмитрий Орлов: `Справедливая Россия` - фарс и четыре кризиса
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Никогда еще вокруг "Справедливой России" не было такого чудовищного нагромождения реальных проблем, странных заявлений, опасных событий и поначалу неправдоподобных, но вполне имеющих шансы сбыться слухов.
Как сообщают влиятельные национальные СМИ, не замеченные в симпатиях ни к Кремлю, ни к КПРФ, в партийном бюджете недостает примерно полумиллиона рублей в месяц. Сумма для парламентской партии откровенно невелика, но ее нехватка уже привела к фактическому сворачиванию работы в Смоленской, Новгородской и Тверской областях. Многие наблюдатели связали финансовые проблемы с обострением отношений между двумя видными деятелями партии: вице-спикером и главным финансистом Александром Бабаковым и главой парламентской фракции Николаем Левичевым.
В аэропорту Вены задержан проходящий по трем уголовным делам и объявленный в международный розыск видный "эсер", экс-мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин.
Лидер южноуральского отделения партии Евгений Рогоза выступил с инициативой выплачивать по миллиону рублей каждому гражданину, который сообщит о фактах коррупции, - при соблюдении анонимности этих сообщений.
Наконец сам лидер партии Сергей Миронов предложил запретить рекламу во время демонстрации художественных фильмов.
Как "Справедливая Россия" дошла до такого анекдотического состояния партийных финансов? Зачем разыскиваемый Кузьмин - человек, судя по всему, неглупый - поехал в Австрию, у которой прекрасные дипломатические связи с Россией? Откуда взять столько денег на доносчиков, да и окупятся ли доносы? На что покупать фильмы для кинопоказа, если нет рекламы - может быть, Сергей Миронов один знает то, чего не знает весь мир? Над многим из всего этого можно смеяться, и СМИ уже сделали это - от пароксизмов хохота в "желтой прессе" до сдержанной иронии в деловых СМИ Однако происходящее со "Справедливой Россией" - это не только и не столько фарс (балаган, карнавал - дело вкуса). Это по-настоящему трагическая история - история одного проекта, который, что называется, не задался.
У "Справедливой России" были блестящие перспективы. Региональные отделения Партии пенсионеров, парламентская фракция "Родины", какая-никакая мироновская Партия жизни - что ни говори, это была неплохая триада. С известным лидером, выстроенной оргструктурой и продуманной идеологией у созданной на ее основе общенациональной партии была бы устойчивая электоральная ниша и долгая политическая жизнь.
Этого не произошло и теперь уже, скорее всего, не произойдет. Почему? Сергей Миронов любит жаловаться на происки "башен Кремля". Между тем Кремль помогал становлению "эсеров" - достаточно вспомнить вполне позитивные размышления Владислава Суркова на известной встрече с партийным активом. Так что дело, конечно, не в этом.
За публичным "эсеровским" балаганом?- серьезный кризис, вызванный целым комплексом причин глубинного характера.
Прежде всего это кризис лидерства. Миронов никогда не был харизматическим лидером - более того, за все время председательства в Совете федерации он так и не стал по-настоящему известным политиком. При этом никому другому свое место Миронов уступить не готов.
Совершенно очевиден и организационный кризис. Он начался с объединения, но продолжается практически все время существования партии. В федеральном руководстве "эсеров" несколько постоянно конфликтующих между собой органов и неформальных центров, а с трудом достигаемые компромиссы зачастую разрушаются экспромтами Миронова (достаточно вспомнить историю с "молодым писателем" Шаргуновым и первой тройкой партии в ходе парламентской кампании-2007). "Федеральная надстройка" воюет с региональными отделениями, сильными своей "пенсионерской" идентичностью. Наконец, реалистичные политики типа Александра Бабакова находятся в перманентном конфликте с популистскими деятелями "второго эшелона".
С точки зрения состава парламентской фракции "Справедливая Россия" весьма уязвима. Она воюет с "бюрократами-"единороссами", а доля чиновников у нее даже выше (11% против 10%). Она виртуально борется с коррупцией - при том что 24% депутатов-"эсеров" на момент избрания работали в коммерческих структурах.
Идеологический кризис - на самом деле самый серьезный кризис "эсеров". Кто они? Вторая партия власти? Но так не бывает, и народ этому не поверил. Социал-демократы? Но где эффективная социальная программа? Мироновский "социализм XXI века" - это мертворожденная конструкция, что де-факто признают и многие деятели партии. "Справедливой России" с самого начала надо было хорошо играть на левом фланге - она же пыталась играть на всех, "объединяя оппозицию". Игра проиграна, это надо признать.
Так что настигший партию кризис общественного доверия вполне закономерен. "Справедливая Россия" располагает сегодня поддержкой 3% населения, а ее лидеру Сергею Миронову доверяет лишь 1%. Конечно, сейчас лето, в политическом смысле не сезон, но вот за "Единую Россию" готовы проголосовать 57%, а ее лидеру Владимиру Путину доверяют 55% граждан (все данные - ВЦИОМа).
"Справедливая Россия" - пример того, что не все, созданное административным путем, обречено на успех. И того, что политическая арифметика сложения сил отличается от обычной. "Левая нога" разрушается на наших глазах, так по большому счету и не встав на ноги.
"Известия",
07.08.2008