Региональные выборы показали, что "Единая Россия" сохранила электоральную базу, а КПРФ не смогла мобилизовать протестные голоса, заявил российский эксперт в интервью Deutsche Welle.
По мнению директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, региональные выборы показали, что "Единая Россия" до сих пор обладает высокой степенью поддержки граждан.
Deutsche Welle: Какой ценой достались результаты, которые получила "Единая Россия" на региональных выборах, и можно ли рассматривать их как победу этой партии?
Дмитрий Орлов: Я думаю, нужно оценивать результаты любых выборов в соответствии с волеизъявлением избирателей. И с этой точки зрения, конечно, речь идет о победе "Единой России", и у этой победы есть несколько причин. Первая, привычки избирателей. Об этом не стоит забывать, но я думаю, что не она главная. Если бы "Единая Россия" не смогла бы выступить с реальным посланием к избирателям, то никакая привычка не помогла бы.
- Разве у "Единой России" было такое послание?
- Граждане ждали антикризисных предложений от всех партий. И только "Единая Россия" смогла выступить с реальным антикризисным предложением. Это касается и тех антикризисных мер, которые были приняты в сотрудничестве с федеральной властью, и на уровне регионов, и в отношении работы с конкретными группами, с теми же самыми обманутыми дольщиками.
К тому же ведь есть два условно "красных" региона – Волгоградская и Владимирская области, в которых впервые "Единая Россия" так успешно выступила. Казалось бы, кризис должен мобилизовать левые протестные настроения, но реальный ответ на антикризисный запрос общества дала "Единая Россия", а не коммунисты.
- Насколько справедлив тезис, о том, что единственным реальным конкурентом "Единой России" стал кризис?
- Я думаю, что эта формула вполне адекватна. У Коммунистической партии, по-моему, произошло сжатие электората практически до размеров электорального ядра, хотя большинство аналитиков считало, что оно должно было расшириться в условиях кризиса.
Но протестный электорат совершенно необязательно голосует в пользу оппозиционной партии, нужно еще мобилизовать эти голоса. Вот коммунистической партии это, по-моему, не удалось. Во всяком случае, не удалось в той степени, на которую они рассчитывали. КПРФ получила результаты чуть выше собственного электорального ядра, и потеряла регионы, которые традиционно считались левыми.
- Но коммунисты говорят о том, что это были одни из самых грязных выборов, например, были незаконные удаления с избирательных участков наблюдателей и членов участковых наблюдательных комиссий…
- Всегда есть нарушения, но я не думаю, что те нарушения, которые были, существенным образом сказались на окончательной картине. Это не поменяло общенациональную картину.
Кстати, даже оппозиционные политологи давали оценку того, сколько в принципе может принести административный ресурс. Это всего порядка 10 процентов. Но даже если учитывать, что везде происходит фальсификация, что еще нужно доказать, то в любом случае 50 процентов или 45 "Единая Россия" получает.
Поэтому, конечно, все эти факты нужно тщательно расследовать, и если есть нарушения, то суд должен принимать соответствующие решения. Но что касается выборов в целом, то, безусловно, "Единая Россия" по итогом выборов сегодня доминирует в политическом процессе.
- Чем можно объяснить низкую явку особенно в Приморье?
- Низкая явка была практически везде, кроме национальных республик и Кавказа, но это и для советских времен было характерно, это национальный колорит, национальная особенность этих регионов.
- Многие рассчитывали, что кризис снизит электоральную базу "Единой России", как мы видим, этого не произошло…
- Не снизилось ни электоральное ядро, ни электоральная база "Единой России". Во-первых, из-за того, что в стране есть очаги экономического недовольства и экономический кризис, необязательно происходит политический кризис. Из-за того, что граждане требуют антикризисные меры, это не значит, что они кричат "долой правительство", и что они готовы автоматически поддержать оппозицию. Протестные настроения могут быть локализированы с помощью власти и с помощью "Единой России", если будет выбрана эффективная антикризисная программа, и если граждане поверят власти как антикризисной силе.
- Было много разговоров о том, что Владимиру Путину стоит каким-то образом покинуть свой премьерский пост, чтобы не лишиться своего высокого рейтинга. Нынешние выборы показали, что у премьера есть еще запас поддержки?
- Эта избирательная кампания не была так уж сильно в имиджевом отношении связана с лидером партии, потому что она не была общенациональной. Но в какой-то степени, поддержка "Единой России" это, конечно, поддержка того курса, который в последнее время проводился.
Беседовал Владимир Сергеев