Мой сайт

Главная » 2013 » Март » 20 » "Путину удалось укрепить политическую стабильно�
20:20
 

"Путину удалось укрепить политическую стабильно�

Интервью генерального директора «Агентства политических и экономических коммуникаций» Дмитрия ОРЛОВА. Специально для ИАП АЗЕРРОС

- Дмитрий Иванович, как Вы оцениваете итоги 2012 года?

- Главным достижением минувшего года стало укрепление политической стабильности в России. И в этом большая заслуга Владимира Путина как гражданского лидера. Президент является рациональным политиком, который выражает готовность к постоянному диалогу с различными политическими силами и профессиональными сообществами, в том числе и с бизнес-сообществом. По сути, Путин является сегодня надпартийным общенациональным лидером.

- Как Вы оцениваете такой феномен, как рост протестных настроений в России в конце 2011- первой половине 2012 г.г.?


- Действительно, избирательный цикл декабря 2011 – марта 2012 г.г. был отмечен резко возросшей протестной активностью россиян. "Московские протесты" повлияли на настроения определенной части населения, создав ожидание роста неопределённости. Но, все же, большинство населения не поддержало несистемную оппозицию, а предъявило четкий запрос на сохранение стабильности. Это подтвердили итоги состоявшихся в марте 2012 года президентских выборов, на которых уверенную победу одержал Владимир Путин. Эти выборы показали, что условных «консерваторов», ратующих за сохранение политической стабильности, в стране оказалось намного больше, чем сторонников «московского протеста». «Путинское большинство» стремительно расширилось за счет представителей различных профессиональных групп и общественных сред. Об этом свидетельствует и победа «Единой России» осенью 2012 года на выборах губернаторов и законодательных собраний субъектов Федерации.

Центральной фигурой и настоящим инициатором процесса укрепления стабильности стал Владимир Путин, который после победы на мартовских выборах президента России сформулировал повестку нового курса и задал общую его логику.

- Что Вы можете сказать о политических реформах, которые начались в 2012 году?

- Власть была вынуждена отреагировать на масштабное недовольство активных городских групп, ускорив принятие Госдумой так называемого "пакта либерализации". Весной были приняты законы о выборах губернаторов и новой партийной системе. Таким образом, протестное движение стало вызовом, на который Путин дал определенный и жесткий ответ: несистемная оппозиция должна перестать существовать. Отныне несистемная оппозиция должна активно участвовать в политическом процессе. В частности, реформы предусматривают снижение минимального количества членов политической партии до 500 человек, а также возвращение прямых выборов глав субъектов Федерации. Кроме того, расширились возможности участия граждан в федеральной политике: любая инициатива граждан, поддержанная 100 тысячами подписей, должна быть рассмотрена Госдумой.

Большая часть протестного движения согласилась с новыми "правилами игры": к началу 2013 года в России было зарегистрировано 45 новых политических партий. Все эти партии получили право участия в выборном процессе. В частности, примером включения несистемной оппозиции в обновленную политическую систему России стало участие в выборах партии РПР-ПАРНАС (под именем «Республиканской партии»), а также Евгении Чириковой на выборах мэра города Химки.

Первые выборы губернаторов прошли в условиях усилившейся конкуренции, которая была несколько институционально ограничена «муниципальным фильтром». В ходе избирательной кампании июля-октября 2012 года возродились традиционные технологии 1990-х, в том числе коалиционные соглашения и «кадровые сделки».

- Как Вы считаете, позволит ли либерализация политической системы представителям несистемной оппозиции пройти в Госдуму следующего созыва?


- Я очень сомневаюсь в этом. Если учесть, что в выборах будут участвовать четыре парламентские партии и более 120 недавно созданных небольших партий, то гипотетические партии Навального и Удальцова вряд ли преодолеют 5-процентный барьер. Понимая, что через участие в политической системе они не смогут добиться успеха на выборах, лидеры несистемной оппозиции пошли на радикализацию своих действий. Их действия сегодня схожи с действиями большевистской партии в 1905 и 1917 годах. Показателен пример Ильи Пономарёва, который, несмотря на свой системный статус депутата Госдумы, публично говорил о необходимости силовых акций и восхищался большевистской революцией. Показателен и выбор в качестве реального лидера радикального протеста Сергея Удальцова, политика очевидно революционного толка, который делает ставку на радикально левый электорат и люмпенов.

- Неоднозначную реакцию в обществе вызвал целый ряд законов, принятых Госдумой. В частности, речь идет об ужесточении правил проведения митингов, об "иностранных агентах" и ряде других. Как Вы считаете, можно ли говорить о "закручивании гаек"?

- Я с такой оценкой не согласен. Пакет законов, принятый Госдумой летом – в начале осени 2012 года, стал ответом на на угрозу «большевизации» со стороны несистемной оппозиции. Условно этот пакет законов может быть назван «пактом нормализации» и состоит из законов о митингах, деятельности НКО, регулировании распространения информации в Интернете, о клевете в сетевых ресурсах и социальных сетях. Эти законы, которые изначально были восприняты общественностью как «закручивание гаек», оказались направленными не на ужесточение системы, а на создание ряда норм, направленных на борьбу с незаконными методами захвата власти. «Пакт нормализации» адресован «новым большевикам», но он никак не затрагивает группы, ориентированные на легальную политическую деятельность.

Я считаю, что Путину необходимо ясно и четко обозначить цели и границы действия «пакта нормализации», показать, что этот курс осуществляется для стабилизации политической системы и перехода к политике развития. Я считаю необходимым создание гражданского форума как инструмента некоторого отбора гражданских активистов и в дальнейшем как инструмента политического контроля.

- Как Вы оцениваете начавшуюся в России кампанию по борьбе с коррупцией в структурах власти?

- Системный антикоррупционный курс стал, по существу, частью политики «национализации элиты». Реальная задача борьбы с коррупцией заключается в том, чтобы резко снизить уровень коррупционного давления на экономику. Это позволит и стимулировать экономический рост, и улучшить имидж власти, и сделать ее более эффективной. «Единая Россия» при деятельном участии ОНФ должна разработать систему антикоррупционных законопроектов. Правящая партия в любом случае должна избавляться от коррупционеров, вина которых доказана судом, а также от тех, кто наносит партии репутационный ущерб.

- На Ваш взгляд, сможет ли в 2013 году Путин укрепить роль России на международной арене?

- Я считаю, что Россия должна занять свое достойное место в современной геополитической системе. Она должна защищать свои национальные интересы, но при этом сопоставляя их с интересами зарубежных партнеров. Сегодня Россия уже занимает пятое место в условном рейтинге мировых держав. Но, тем не менее, нам нужно укреплять экономику и обороноспособность, чтобы не потерять наше почетное место.

Беседу вел Дмитрий БАБИЧЕВ, политический обозреватель
Просмотров: 458 | Добавил: onvild | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0